В конце 20 века, когда материальные ресурсы государства явно ограничены, именно интеллектуальные ресурсы становятся залогом его процветания, а интеллектуальная форма собственности – важнейшей, ибо только работа индивидуального интеллекта обеспечивает появление нового общественного знания. Следовательно, уже сегодня одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и вправе рассчитывать на особые социальные права.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показали исследования, реализуются слабо. Это обусловлено с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у родителей, работников системы дошкольного воспитания необходимых знаний в диагностике и развитии одаренности на этапе дошкольного детства. Но в последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Наши ученые, психологи и психологи зарубежья дают различные определения одаренности. Приведем примеры некоторых из них.
Одаренность в словаре С.И. Ожигова означает – дарование, выдающиеся природные способности. Понятие одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Н. Лейтес – под одаренностью ребенка понимает более высокую восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления, чем у сверстников при прочих равных условиях.
Комитет США по образованию дает следующее понятие одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в различных сферах.
Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным? Конечно, у всех детей имеются предпосылки быстро развивающихся способностей и творческая жилка, но все же больше индивидуальные различия в этом отношении несомненны.
Хотелось бы познакомить вас с двумя видами одаренности
Умственно-одаренные – это дети, резко выделяющиеся из сферы сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием природных задатков и благоприятных условий воспитания.
Творчески одаренные – это дети с комплексом способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства или науки.
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают специфические сложности в семье и в школе, свои драмы возрастного развития. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Какой будет реакция на то, например, что он гораздо раньше других начинает говорить и очень быстро осваивает алфавит и самостоятельно начинает читать, или с легкостью схватывает представление о числах, правила арифметических действий, тянется к решению все более сложных примеров, или придумывает новые игры, что-нибудь изобретает, или одинаково быстро продвигается в самых разных направлениях, обнаруживая удивительный темп общего развития детей.
Детей с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учить и трудно воспитывать. Они, зачастую, бывают, нетерпеливы и порывисты, более остро, чем другие реагируют на окружающее. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших. Необычные затеи и бесконечные вопросы ребенка не должны становиться поводом для раздражения. Американские психологи, авторы книги «Одаренные дети», советуют: «Будьте терпеливы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или за «гранью». Перед родителями таких детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать, ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных суждений.
ПОМНИТЕ: самое первое и самое главное – любить своего ребенка, а значить принимать его таким, какой он есть, значит радоваться его удачам, успехам, переживать неудачи и огорчения, участвовать в его развитии, быть внимательным к его делам, поступкам, увлечениям, оказывать поддержку, помощь, осторожно открывая ему новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима как воздух.
ЗНАЙТЕ: в воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима. От отношения родителей к его неординарности, одаренности и талантливости, в последствии будут зависеть самооценка ребенка собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Как развивать одаренность детей.
- Если вы хотите вырастить творческого человека, то, прежде всего, обратите внимание, взор на себя, на свои отношения с ребенком «со стороны».
- Самое главное – любить своего ребенка, значить принимать его таким, какой он есть, радоваться его удачам, успехам. Переживайте успехи и огорчения, участвуйте в его развитии, будьте внимательны к делам и его увлечениям.
- Будьте примером для ребенка. В развитии и воспитании шире используйте свои знания, умения и навыки.
- Пытайтесь ответить на все вопросы малыша, привлекая дополнительную информацию.
- Развивайте наглядно-образное мышление, воображение ребенка. При этом вам помогут рисование, аппликация, лепка, конструирование, игра, музыка.
- Насильно творчество не развивают. Не навязывайте своих интересов ребенку, дайте свободу выбора, поиска.
- Все время поддерживайте, помогайте ребенку, но в своей помощи идите за ним, а не тащите его, не разрушайте детский мир творчества необдуманными словами или поступками.
- Односторонности развития творчества «математика, лепка, музыка», не следует бояться, но обращайте внимание ребенка на другие занятия.
- Создавайте условия обогащения и развития ребенка, позволяющие максимально проявиться его задаткам, возможностям.
- Не ускоряйте развитие ребенка путем натаскивания, формирования сложных навыков, не соответствующих естественным этапам развития.
- Помните об одном мудром правиле – «Не навреди», так как одаренные дети очень чувствительны, ранимы, быстро усваивают то, что можно, что нельзя, поэтому не угрожайте ему: объясните причину вашего недовольства, предложите самому оценить себя, укрепляйте уверенность малыша в свои силы. Для этого необходимо не только соответствующая оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная. Не бойтесь, зазнайкой он не вырастет, но у него будет запас сил и уверенность при встрече с неудачами.