Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребенка до школы.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства. Что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позднее, станет его жизнью.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии: религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность; призывает к умению прощать, терпеть, уступать.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.
Радует то, что сегодня, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики.
Воспитание души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно приобрести и позже. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество Христово, Святки, Пасха и другие). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи пословицы и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.
Задача педагогов нашего дошкольного учреждения – научить ребенка осознано относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способным постоять за себя и за своих близких.
В духовно-нравственном воспитании нельзя забывать и о той атмосфере, в которой живет ребенок – атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью. Окружающая обстановка должна быть средством воспитания чувств, представлений, поведения.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева) истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность не возможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику. Доброта и любовь старших к детям учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу. Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А следовательно, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
Каткова Н.П., воспитатель