Вверх
Вниз

Консультация для воспитателей

музыкальный руководитель

При слове «Театр» у человека светлеет лицо, а глазе мечтательно устремляются куда-то вдаль…Что-то волшебное есть в этом слове. О театре написаны горы книг, воспоминаний актеров, его изучает особая наука – театроведение.

Так что же такое театр и когда он появился?

Театр придумали еще древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать, разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства также здание, где демонстрируется это искусство. Театры в древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку, поднимаясь вверх по горе. Они умещали более 10 тысяч человек. Оттуда, из древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор. Так, театр по-гречески звучит «театрон», а в переводе на русский – место для зрелища.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Обряды славянских племен, обычай рядиться животными во время праздничных гуляний – таковы первые элементы театра. В 3-9 веках, когда складывается древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое магическое значение и превращаются в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляниями, игрищами, они то и явились переходом от обряда к народному театру. Особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления – от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителем. Представления девались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.

В таких игрищах обязательно участвовал затейник, который должен был быть остроумным, веселым, легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Скоморохи разыгрывали веселые игрища, насыщенные пенями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые скоморошины. Скоморошество стало высшей формой народного театра. Никакое народное гуляние и по сей день не обходится без скоморохов.

В 17 веке в России появляется еще один вид неродного театра – кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии – веселый и хитрый, лукавый и насмешливый Петрушка.

Эй, мальчишка из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что за игрушка? А я - Петрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами
Да тек, что вы расхохочетесь сами.

Площадной театр, скоморохи, Петрушка, куклы - все это основе театра. В своей работе на занятиях и развлечениях я стегаюсь знакомить детей с истоками русского театра, учу их понимать и любить его.

Но нет такого театра, в репертуаре которого не нашлось сказки. Сказка - одна из самых древних форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании и исполнении.

У всех детство начинается со сказок, так что трудно переоценить их значение, Мастерство устного повествования всегда славилось в народе. Во все времена существовали замечательные сказочники и рассказчики, изображавшие в лицах описываемые события. Для ребенка очень важно первое знакомство со сказкой. Велико обаяние сказки в устах хорошего рассказчике. Перед ребенком как бы оживают крестьянский сын и мудрая девушка, лукавый батрак и жадный поп, умильная лиса и простодушный, недалекий вол. Это образы, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Сказка, рассказанная ребенку перед сном, и сказка, которую рассказывают со сцены, звучат совершенно по-разному. Вторая требует от рассказчика гораздо больше усилий и затрат, внутренних сил, динамики и энергии. «Что за прелесть эти сказки» - сказал А. С. Пушкин. Сказки являются той частью искусства, которая сохраняет свое значение в духовной жизни народа.

Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие согласовывается с музыкой, написанной специально для данной пьесы, называются оперой.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, называются балетом.

В театрах оперетты речь, танцы, пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.

Есть театры в которых объясняются только жестами и мимикой. Это театры пантомимы.

Ну и, конечно же, драматические театры, в которых актеры разговаривают, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Театр помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее. Сила воздействия театрального искусства заключается в том, что театр объединяет почти все существующие виды искусства и возглавляется искусств актера.

В театре не обойтись без живописца, это мы видим в красиво расписанных декорациях. Не обойтись без творчества композитора, ведь действующие лица не могут петь и играть на музыкальных инструментах, музыкальное оформление необходимо спектаклю. Но самое главное – это пьеса, написанная драматургом, - результат литературного труда.

Какой же театр должен быть в детском саду? Ведь дети еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша с вами задача - что из своего опыта жизни выбрать, чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познания. Я считаю, что мы должны знакомить детей с хорошей литературой, настоящей поэзией, хорошей музыкой, мы должны стараться показывать детям лучшие образцы искусства, пока наши дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, помогает поверить в себя.

Театр – это целый мир новых слов и понятий. Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем. Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, - оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес Передняя часть сцены - авансцена. Еще в театре есть кулисы - боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль? А из спектакля игру? Не занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. В том то и дело, что без зрителей мы прекрасные актеры.

Но вот когда стихает зал, открывается занавес, звучит музыка... а в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное - мама, папа, бабушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что способен. Он становится…героем! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую Белоснежку. Как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства - ему рукоплещет зал! И такое возможно только в театре. Театр - это всегда сказка, чудо, волшебство для ребенка.

Есть еще проблема - это роль зрителя. Умение слушать, смотреть и видеть очень важно как для тех, кто на сцене, так и для тех, кто в зрительном зале. Умение слышать красоту поэтического слова, оценивать игру товарищей - эти первые трудные уроки дети получают на досмотрах спектаклей в детском саду.

Наша задача – познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 146 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2013, МБДОУ Детский сад № 12 "Брусничка