Игры, которые лечат
Консультация для родителей
Е. В. Чернецкая,
воспитатель по физическому развитию
Подвижные игры при плоскостопии:
«Ловкие ноги» (5-7 лет)
Дети сидят на полу, на ковре, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и.п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2-4раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно проговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю
Палку я не зацеплю.
Ожидаемые результаты: Развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно – мышечного аппарата стоп; развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве.
«Великан и другие» (5-7 лет)
Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде педагога. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее чётко и красиво выполняют упражнения.
ВЕЛИКАН: ходить на носках, приподнимаясь как можно выше, 5-7 минут.
КАРЛИК: ходить, согнув ноги в коленях, 4-5 минут.
МАЛЕНЬКИЙ - БОЛЬШОЙ: по сигналу как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться, 10-12 раз.
ЛОШАДЬ: 4-5 минут двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом. Затем звонко щёлкать языком 5 раз.
Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки, развитие внимания, быстроты реакции, координации движений.
Подвижные игры при нарушении осанки:
«Ель, ёлка, ёлочка» (3-6 лет)
Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Ожидаемые результаты: Воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
«Контроль осанки»
По предложению педагога, ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены; голова прямо, шея вертикально; взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты; плечи слегка опущены, на одном уровне; лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развёрнута; живот слегка подтянут; ягодицы напряжены; колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как «у ёлочки – иголочки», напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперёд от стены (поза напряжённая), затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо, пройтись 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Дети, сумевшие сделать всё задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.
ВАРИАНТ ИГРЫ: в положении правильной позы у стены медленно выдвигать нижнюю челюсть вперёд и удерживать в выдвинутом положении на счет до 4-х, и вновь на счёт 5 принять и.п. То же упражнение, но в положении: повернув голову вправо, а затем, то же повторить, но в положении голова влево.
Ожидаемые результаты: Развитие чувства правильной позы.
Подвижные игры при заболевании органов дыхания:
«Шарик» (5-7 лет)
Дети сидят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «ф-ф-ф», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается» - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, «ш-ш-ш» - произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях (2-3 раза).
Ожидаемые результаты: Формирование ритмичного дыхания, правильное смыкание губ.
Упражнения на формирование правильного носового дыхания
«Понюхай цветочек»
И.п.: стоя (сидя), губы сомкнуты. Вдох через нос – «понюхать цветочек» (листочек, веточку и т.д.); спокойный выдох через нос.
«Угадай-ка»
И.п.: стоя (сидя), губы сомкнуты. С закрытыми глазами вдох, спокойный выдох через нос и угадать, что понюхал (яблоко, цветочек и т.д.).
«Пастушок дует в рожок»
И.п.: стоя (сидя), имитация держания дудочки у губ. Вдох через нос (рожок к носу), резко выдохнуть через рот в рожок.
«Посмотри»
И.п.: сидя, руки вдоль туловища. Поднять голову – вдох, посмотреть вверх, опустить голову вниз, подбородок к груди, выдох через нос.
«Подуй на ладошку»
И.п.: стоя (сидя), губы сомкнуты. Приподнять пальчиком кончик носа – вдох, выдох сильной и ровной струей через нос себе на ладонь.