Вверх
Вниз

Консультация для родителей

Желнорчук Г.А., учитель-логопед

Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой составляют единое целое. Каждое самостоятельное отдельное предложение можно считать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Осуществляется она в двух формах - диалоге и монологе.

Диалог, как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора, беседы двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия, интересов, знания того, о чем идет речь.

Монологическая речь - речь одного лица, цель которого - сообщение о каких-либо фактах действительности. Это наиболее сложная форма речи, которая служит для передачи информации. Особенность этой формы речи в том, что содержание ее, как правило, заранее известно или задано и предварительно планируется.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по речевому развитию в детском саду.

У некоторых детей связная речь сформирована недостаточно. Ограничен словарный запас. При пересказе дети ошибаются в передаче последовательности событий, пропускают целые звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Наблюдаются трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному воспитателем. Творческое рассказывание дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа,· развития выбранного сюжета, его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей осуществляется в комплексе мероприятий, таких как:

  • формирование умение планировать собственное высказывание,
  • самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации,
  • самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Работа по формированию связной речи начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении, с овладения детьми навыками монологической речи: пересказом прослушанного текста, составлением рассказа-описания, рассказывания с элементом творчества.

Работа проводится на занятиях и в режимные моменты в игровой форме.

Проводя речевые игры, необходимо исходить из состава, возраста и состояния детей.

Важно при использовании игры включать в работу тех детей, уровень развития речевого аппарата которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои знания, дает им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками игры, занятия.

У детей не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни их них сформировались, другие сформировались неправильно, третьи не достигли нужного уровня. Поэтому общие задачи по развитию речевых умений и навыков должны решаться дифференцированно. Это осложняет организацию работы, но повышает ее эффективность.

Работа по развитию лексической стороны речи очень важна. Ребенок должен уметь различать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять, как в структурной, так и в слоговой связи.

При работе над развитием лексической стороны речи предусматриваются некоторые задачи:

  • узнавать слова, различать слова, близкие по звуковому оформлению,
  • уметь отличать правильно и не правильно произносимые слова,
  • расширять пассивный словарь (накапливать в памяти слова, уметь различать и понимать их),
  • группировать слова по разным признакам,
  • понимать разные виды значения слова,
  • уметь сопоставлять, сравнивать слова по их лексическим значениям (синонимы, антонимы),
  • работать над смысловой сочетаемостью слова,
  • активизировать поиск слов ребенком.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, а для этого надо развивать наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводу об их сходстве или несходстве. При этом, чем больше ребенок сможет выделить признаков или свойств предметов, чем больше он будет проводить сравнений предметов по их свойствам и признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

Можно предложить ребенку набор признаков, по которым он определит предмет, как это делается в загадках, можно попросить детей самих придумать такие загадки. Такая игра приносит очень большую пользу. Выделяя и называя признаки предметов, его действия, ребенок учится употреблять в речи прилагательные, наречия, глаголы.

Работа по формированию словаря открывает ребенку возможность для развития ФРАЗОВОЙ РЕЧИ, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и пользуются ими самостоятельно.

Работа по формированию речи требует внимания и к формированию грамматического строя речи, и она также тесно с работой над словом, так как слова связываются в предложении по определенным законам грамматики. При отрабатывании различных видов сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Работа над предложением должна предусматривать два направления:

  • работу по его развертыванию, распространению, наполнению, интонационному наполнению.
  • работу по синтаксическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Все это способствует развитию у детей «грамматической сноровки».

В процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки и поэтому педагогу надо включать в свою работу развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказами, составлением рассказов. Следует побуждать детей к поиску разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полный рассказ».

Очень важно формировать у детей контролирующие умения. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь оценивать ее по параметру: правильно - неправильно. Именно чужую, потому что свою он научится оценивать позже. Контролирующие умения формируются в три этапа:

  • на первом этапе нужно сформировать образы на основе чужой речи (образы накапливаются в памяти ребенка),
  • на втором этапе - формировать умение сопоставлять предлагаемую речь с образом, записанным в памяти,
  • на третьем этапе - формировать умение контролировать собственную речь, что очень важно для произносительных навыков ребенка, а в дальнейшем овладение им письмом.

Эффективность работы над речью определяется тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему отводится роль, какая степень инициативности ребенка в этом процессе. Нужно строить работу так, чтобы все дети могли участвовать в коммуникативных операциях.

Известно, что игра - это эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнений нужно помнить, что:

  • игра не должна быть длительной (не более 15 минут),
  • она должна производиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность
  • понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель помочь ему в этом.
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление,
  • игра может быть частью занятия или производиться в один из режимных моментов,
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность,
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряя детскую инициативу,
  • в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие: по ходу игры вносить необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощрять всех детей, отмечая наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Изначальное понятие, которое дается детям: понятие о слове. Для формирования этого понятия проводятся ряд игр.

Одна из таких игр - «СКОЛЬКО СЛОВ?»

Цель: Дать понятие - слово.

Оборудование: 3-5 предметов (апельсин, кукла, карандаш, мяч)

Ход игры: Все предметы имеют свои названия. У меня на столе кукла, карандаш, мяч апельсин. Давайте назовем каждый предмет (дети называют). Вы правильно назвали все предметы и сказали много слов. Повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте сколько я произнесу слов: дом, цветок (2). Какое первое? Какое второе? Придумайте по одному слову: А теперь по два и не произносить.

Для того чтобы дети могли понять, что слова обозначают как живые, так и не живые предметы можно провести игру – «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»

Оборудование: картинки одушевленных и неодушевленных предметов.

Ход игры: Вокруг нас много разных предметов и о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом. Что это? (стол, диван, дерево ...). А сейчас я спрошу по-другому - «Кто это?» (лев, корова ... ) Как можно спросить про льва, няню, корову? Кто это? Я буду называть, а вы ставьте вопрос к этим предметам. Посмотрите на игрушечного медведя и на медведя на картинке. Чем они отличаются? (живой и не живой) Все слова, обозначающие не живые предметы, отвечают на вопрос - «что это?», а живые - «кто это?».

Игра «КАКОЙ ОН?» помогает детям понять слова, обозначающие признаки предметов. Берется один или несколько предметов. Например, лимон. Какой он? (ответы) Мы услышали много слов и к каждому можно поставить вопрос - «какой?». А теперь посчитайте, сколько слов я скажу: «большой, новый» (2 слова). Какое первое? Какое втрое? А теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой».

Игра «ЧТО С ЧЕМ?» учит правильно употреблять существительные в единственном числе в творительном и родительном падежах.

Оборудование: любые предметы необходимые в быту.

Ход игры: Найдите то из чего едят? (Суп едят из тарелки) Чем открывают дверь? (Дверь открывают ключом).

Игра «ЧЕТЫРЕ СЛОВА» поможет расширить запас существительных в активном словаре детей. Кроме того закрепит навыки ловли и бросания мяча, увеличит двигательную активность детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети в кругу. Ведущий бросает по очереди мяч и говорит одно из 4 слов: земля, вода, небо, огонь. Кому сказано слово «земля», называет животных, растения, цветы, кусты, деревья. «Вода» - название рыб, «небо» - название птиц, «огонь» - всем повернуться кругом. Не правильно выполнившие задания пропускают один тур игры.

Игра «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» учит правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки одушевленных предметов.

Ход игры: Педагог показывает изображение животных, птиц, насекомых и спрашивает: «Как они передвигаются?» (например, бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает). За правильно полученный ответ дается картинка.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 56 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2013, МБДОУ Детский сад № 12 "Брусничка