Вверх
Вниз

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Духовность – это красота внутреннего мира человека. Проблема в том, что мы разучились «строить» этот мир. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Духовность и нравственность не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри.

У многих детей и взрослых на сегодняшний день вообще нет идеала, на который они хотели бы походить. Не в чести оказались деятели науки и культуры, политики, учителя. Тревожит отсутствие авторитета у отцов, да и в отношении нравственного примера матери, хотя он по рейтингу занимает первое место, тоже немало проблем.

Вывод в данном случае напрашивается один – следует более целенаправленно работать по ознакомлению детей с жизненным подвигом тех, кто живёт рядом, кто был патриотом нашей большой и малой Родины. А нам, взрослым, стоит, наверное, не столько брюзжать по поводу нравов нынешней молодёжи, сколько работать, прежде всего, над собой.

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей. Ребенок, живущий в век информационных технологий, с рождения попадает в активную разнообразную медиа-среду.

Вспомните, что мальчишки 40-х годов ХХ в. играли в «Чапаева», после просмотра одноименного кинофильма; послевоенное поколение мальчишек играли в «войну», где были «наши» и «немцы», ведь вплоть до 90-х годов военная и патриотическая тема в кино были очень актуальными и дети видели в героях кинолент пример для подражания. А какие примеры мы дали своим детям-дошкольникам за последние 20 лет?

Милого и наивного Чебурашку вытеснили агрессивные и злобные Черепашки-Ниндзя. Вместо уважительного отношения к старшим, которое подспудно формировалось у детей на основе сюжетов народных сказок, мы усадили детей у экранов для просмотра мультфильма «Симпсоны», где показан пример грубого и неуважительного отношения к старшему поколению. Таких примеров можно привести очень много. Некоторые мультфильмы способны вызвать волну радостных эмоций, желание подражать полюбившимся героям. А вот другие делают детей агрессивными, нанося их психике огромный вред, морально их опустошают.

Многие родители не придают мультфильмам большое значение и позволяют смотреть ребенку все, что ему хочется в неограниченном количестве. А это может привести как к ухудшению здоровья, так и перекосам в становлении личности. Постоянно созерцая на экране смерть и убийства, дети начинают спокойно относиться к этому в жизни.

Так почему мы удивляемся агрессивности, грубости, жестокости, девиантному поведению ребенка? Мы сами позволили показывать малышу эти примеры, да еще и в такой привлекательной форме, как мультфильмы, фильмы, иллюстрации, сомнительные театральные постановки.

Работая с детьми в детском саду мы обратили внимание, что на сегодняшний день у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многие семьи растеряли значительную часть национальных русских традиций домостроительства. Материальные ценности доминируют над духовными. Данная проблема в наше время очень актуальна. Мы обязаны заполнить духовный вакуум наших детей и донести до них моральные принципы и этические нормы, которые дадут  им прочную основу для становления в жизни. В настоящее время мы стараемся решать эти проблемы в дошкольном учреждении.

С целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в содержание воспитательно-образовательного процесса включается освоение духовно-нравственного смысла народных и авторских сказок, малых фольклорных форм, способствующих развитию нравственных чувств ребенка: совести, долга, надежды, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика: милосердия, терпения, доброжелательности, способности прощать обиды, проявлять выдержку и мужество; нравственного поведения: готовности служения семье, людям и Отечеству, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании его  внутреннего мира. Поэтому первоочередная задача педагогов дошкольного учреждения: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Главное – объединиться всем здоровым силам общества и независимо от ведомственной, национальной или религиозной принадлежности вести скоординированную и целенаправленную работу во имя общего блага.

Г. А. Ионова, воспитатель

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 23 гостя и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2013, МБДОУ Детский сад № 12 "Брусничка