Вверх
Вниз

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ:

КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

При определении целей образования, путей и способов их достижения своё слово должно сказать общество. Или, если перефразировать, цели образования в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отдельны от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального мира, в котором они формируются. Более того, образование для всех, являясь делом общественной и личной жизни, предполагает наличие механизмов, позволяющих каждому участвовать в его целеполагании, оценке и контроле. Проблемы и задачи образования могут решаться педагогическим сообществом и общественностью в процессе дискурса воплощенного в обмене мнениями и конвенциях, определяющих правила признания или непризнания притязаний на истинность. В государственно-общественном характере образования заключена возможность общественности формулировать своё собственное мнение, осмысливать информацию и формировать плюралистическое, а не унифицированное поле мнений и суждений. Именно в общественности и публичной коммуникации заключается противовес тотальности частного интереса и диктаторским устремлениям  образовательной власти всех уровней. «Значимы те, и только те нормы действий, с которыми в рациональном дискурсе  могли бы согласиться все те, на ком могли бы отразиться последствия принятия этих норм» – справедливо считает Ю. Хабермас.

В российском Законе «Об образовании» есть строчки и о государственно-общественной форме управления образованием, и о попечительских советах образовательных учреждений, но там не прописано их законное место в правовом пространстве образовательного учреждения.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении в 2002 году начал работать Попечительский совет без образования юридического лица. Основная задача, которую решали коллектив дошкольного учреждения и попечители – организация работы Попечительского совета, как социального института гражданского общества.

Для этого совместно с попечителями был разработан проект «Содружество» (см. приложение), направленный на разработку, апробацию и оптимизацию государственно-общественной модели управления в ДОУ, являющийся городской экспериментальной площадкой. Для решения основных вопросов проекта и достижения его целей в первую очередь необходимо было разработать и создать механизм инициирования гражданских действий, «проявить» гражданскую инициативу реальных и предполагаемых субъектов образовательного процесса.

Задача решалась:

  • Путем личных переговоров членов администрации ДОУ (в первую очередь заведующим и общественным управляющим попечительского совета) с социально активными родителями, жителями города, руководителями коммерческих и некоммерческих структур.
  • Средствами паблик рилейшнз (PR), включая публикации в местных СМИ и подготовки специальных телевизионных передач на местном канале ТВ.

Следующим шагом реализации проекта явилась разработка и воплощение в реальность механизма социального партнерства.

Социальное партнерство – совместная, коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками деятельности результатам. Это форма взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами микрорайона, города, целевыми общественными группами (родители, учителя начальной школы, заинтересованные группы людей, органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие структуры и т.п.), позволяющая им свободно выражать свои интересы, идеи, замыслы и находить способы их реализации.

Модель построения партнерства

Социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества: государственного, коммерческого, некоммерческого, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Временным творческим коллективом (ВТК) была разработана и реализована модель социального партнерства, которая представлена ниже.

Модель социального партнерства ДОУ

Дошкольное образовательное учреждение вместе с местным самоуправлением, которое в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем, обеспечивает реализацию конкретных задач своего микрорайона, решение вопросов повышения качества жизни его жителей.

Деятельность ДОУ в рамках коммерческого сектора нацелена, прежде всего, на производство и обмен товаров, услуг, обновление и модернизацию материальной базы детского сада, позволяющей обеспечить качественную педагогическую деятельность, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса, соответствующего современным требованиям педагогической науки и местного сообщества. Бизнес представляет благотворительные пожертвования для решения общественно значимых проблем не только ДОУ, но и микрорайона.

ДОУ в рамках совместной деятельности с некоммерческим сектором решает задачи самоорганизации людей для совместного и самостоятельного решения общих проблем, обеспечения своих интересов. Некоммерческие организации, профессиональные союзы, в первую очередь – педагогов предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль над действиями администрации ДОУ, привлекают к работе добровольцев. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения, с которыми сотрудничает детский сад: молодежь, пенсионеры, учащиеся и педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» и др. Они выдвигают новые ценностные ориентации: экологическое движение, защита прав детей и т.п. Общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс – социальные инициативы граждан. Эти объединения действуют гибко, эффективно, «человечно», они «озвучивают» потребности граждан, обычно первыми формулируя социальную проблему.

Главную же цель, которую здесь реализует ДОУ, – ввести в дискуссионное поле местного сообщества понятие «социальное партнерство» в образовании, прежде всего понимание места детского сада в этом взаимодействии, его возможностей и перспектив.

Следующим шагом в реализации проекта стало создание Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства, разработка его модели и нормативно-правовой базы.

При создании Попечительского совета, как юридическое лицо, были выполнены следующие работы и проведены мероприятия:

  1. Педагогические работники ДОУ, родители детей, посещающих учреждение, социально активные граждане специальными мероприятиями были вовлечены в  проектирование личных планов деятельности в рамках проекта желаемого будущего состояния ДОУ. Использовались следующие формы работы – проектные семинары, родительская ассамблея, организационно-деятельностные игры, «круглые столы», заседания педагогического совета и родительских комитетов и др.
  2. Установлены связи ДОУ и определены параметры сотрудничества с руководителями предприятий и организаций с целью простраивания совместной деятельности для определения и выработки системы базовых ценностей развития ДОУ и местного сообщества. Проводились совместные праздники семей и педагогического коллектива, простроены внешние коммуникации ДОУ с субъектами образовательной практики и политики.
  3. Проведены родительские собрания по всем группам детей и организационно-деятельностные игры с целью выявления наиболее активных родителей, желающих участвовать в общественном управлении дошкольного образовательного учреждения.
  4. Проведены педагогические и родительские конференции по вопросам создания, определения миссии и направлений работы Попечительского совета.
  5. Проведено социологическое исследование путем анкетирования предпринимателей микрорайона и города, родителей, занимающихся бизнесом на тему «Содружество ДОУ и бизнеса» (определение сфер взаимного интереса).
  6. Сформирован Попечительский совет путем введения в его состав наиболее активных и заинтересованных родителей-бизнесменов, предпринимателей.
  7. Откорректированы и утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие компетенции, порядок и рамки деятельности Попечительского совета.
  8. Заключены общественно-образовательные договоры с родителями.
  9. Заключены договоры сотрудничества с предпринимателями микрорайона, города.

10.Заключены договоры о сотрудничестве с городскими некоммерческими организациями.

Создание Попечительского совета – слишком ограниченная задача. Само по себе его создание недостаточно для удовлетворения потребностей ДОУ, интересов местного сообщества. Очень важна цель, ради которой создан Попечительский совет. Для ее «прояснения» и достижения необходим, в первую очередь, стратегический план деятельности.

Стратегический план – это подробное и наглядное представление стратегии достижения цели (что? когда? кем? зачем?). Но прежде, чем планировать деятельность необходимо четко сформулировать цели и задачи.

Цель – это общее изложение того, чего мы хотим достичь для удовлетворения потребностей и это желание каких либо перемен. В нашем случае Попечительский совет, его деятельность способствует развитию государственно-общественных форм управления ДОУ, демократизации управления, дополнительному привлечению внебюджетных ресурсов для развития материально-технической базы ДОУ и дополнительных образовательных услуг. В таком случае явно просматриваются три функции Попечительского совета: социальная, экономическая и политическая.

Задачами мы называем конкретные виды деятельности, направленные на реализацию основной цели.

Задачами нашего Попечительского совета являются:

  1. Укрепление связей между членами местного сообщества и ДОУ (сообщество – Попечительский совет – ДОУ).
  2. Повышение уровня социальной активности местного сообщества.
  3. Расширение рамок благотворительности на местном уровне.

Для достижения целей Попечительского совета обычно решались 3-4 промежуточные задачи. При меньшем их количестве можно упустить важное звено, которое окажется необходимым и без которого цель не будет достигнута. Если больше 4-х задач, то требовалось удостовериться, что проведена граница между целью, механизмами, мерами и ожидаемым результатом.

Следующим шагом явилось понимание механизма достижения желаемых результатов с прописыванием плана мероприятий. Они представляют собой конкретные действия, которые необходимо исполнить при выполнении задач.

Вот список шагов, которые были предприняты для достижения вышеупомянутой цели и решения задач. При этом следует иметь ввиду, что конкретное мероприятие или механизм могут служить выполнению более чем одной задачи – ведь между задачами необходим динамичный симбиоз, поскольку они призваны поддерживать единую цель. В таких случаях мероприятие включалось в рамки той задачи, решению которой оно изначально было запланировано.

Задача № 1. Укрепить связи между членами местного сообщества и дошкольным образовательным учреждением.

Цепочка шагов:

  • Изучение и анализ вопроса об организационно-правовых формах организации Попечительского совета
  • Выбор наиболее целесообразной формы организации Попечительского совета.
  • Проведение собеседований и отбор компетентностей, разработка структурно- функциональной схемы для Попечительского совета.
  • Определение миссии, политики и необходимых для эффективного функционирования процедур.
  • Проведение конференции, посвященной созданию и деятельности Попечительского совета
  • Утверждение на конференции Положения о Попечительском совете
  • Определение порядка контроля за внебюджетными средствами благотворительного фонда.

Задача № 2. Повышение уровня социальной активности в местном сообществе.

Цепочка шагов:

  • Организация работы членов Попечительского совета в социально-педагогических мастерских на тему:
  • «Демократизация управления ДОУ»;
  • «Менеджмент и маркетинг в образовании»;
  • «Перспективы и возможности перехода ДОУ из организационно-правовой формы «муниципальное учреждение» в организационно-правовую форму «муниципальная автономная некоммерческая организация» (МАНО)».
  • Встречи с родителями, жителями микрорайона.
  • Развитие взаимоотношений со средствами массовой информации.
  • Выпуск пресс-релизов, проведение конференций.

Задача № 3. Расширение рамок благотворительности на местном уровне.

Цепочка шагов:

  • Проведение опроса среди родителей и членов сообщества по определению их возможностей участия в благотворительной деятельности.
  • Создание базы данных благотворительности.
  • Определение каналов основных (стратегических) коммуникаций в местном сообществе.
  • Ознакомление с образовательной программой и бюджетом ДОУ членов местного сообщества, родительской общественности.
  • Создание системы сбора добровольных пожертвований и целевых взносов.
  • Проведение акций по привлечению средств на конкретные проекты и программы.
  • Привлечение предпринимателей на мероприятия и акции Попечительского совета.
  • Отчет о расходовании привлеченных средств (как и на что были израсходованы деньги).

Результаты опытно-экспериментальной работы представлялись общественности путем публикаций в местных газетах, через местный ТВ канал (программ ТВ «Меценат», «Контекст», «Новости»), участия в конкурсе федерального агентства Министерства образования «Открытая школа» (премия 50 тыс. руб.), на международной выставке в г. Новосибирске «УчСиб-2007» (Благодарственное письмо),  «УчСиб-2008» (Дипломы, золотая медаль), в городском форуме общественных организаций (Диплом, ценный приз).

Главным результатом опытно-экспериментальной работы в рамках проекта «Содружество» стало создание реально и эффективно работающего Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо,  в четырех базовых направлениях:

  • социальном;
  • экономическом;
  • политическом;
  • общественном управлении ДОУ.
  1. В результате реализации проекта объем внебюджетных средств, привлекаемых для модернизации материально-технической базы ДОУ и расширения образовательных услуг, повышения их качества увеличился более чем в четыре раза.
  2. Полученные методические результаты и модельные описания осуществленных действий и мероприятий, а также нормативно-правовая база развития общественной составляющей в управлении ДОУ могут быть использованы в других дошкольных образовательных учреждениях города, области, страны.
  3. В связи с сугубо практической направленностью опытно-экспериментальной работы ее научная ценность не является уникальной и может представлять научно-прикладной интерес как один из вариантов развития государственно-общественного управления в дошкольных образовательных учреждениях, как модель формирования общественной составляющей управления ДОУ в форме Попечительского совета.

В процессе реализации проекта до настоящего времени были уточнены некоторые социально-психологические и педагогические понятия, выявлены определенные закономерности между современными социальными технологиями и педагогическими средствами, поставлены задачи, определяющие последующие действия.

  1. Анализ результатов реализации проекта (опытно-экспериментальной работы).
  2. Обобщение полученных результатов.
  3. Профессиональная и общественная экспертиза результатов реализации проекта (ОЭР).
  4. Подготовка итогового отчета.
  5. Представление результатов реализации родителям, общественности, профессиональному сообществу города, региона, страны.
  6. Подготовка к изданию сборника материалов по итогам реализации проекта, в который, помимо основных положений итогового отчета, войдут:
  • Положение о Совете дошкольного образовательного учреждения.
  • Положение о педагогическом совете.
  • Положение о попечительском совете.
  • Положение о совете трудового коллектива.
  • Положение о родительском комитете.
  • Договор дошкольного образовательного учреждения с родителями.
  • Договор дошкольного образовательного учреждения с учредителем.
  • Трудовой договор (контракт) с сотрудниками.
  • Должностные инструкции сотрудников, в том числе административно-хозяйственного персонала, педагогов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, валеолога, медицинской сестры и др.
  • Положение о методическом объединении педагогов.
  • Положения о временных комиссиях (при совете дошкольного образовательного учреждения, попечительском совете, педагогическом совете, совете трудового коллектива, родительском комитете и др.).
  • Положение о дополнительных образовательных и физкультурно-оздоровительных услугах.

Во вторую часть сборника войдут методические рекомендации по формированию государственно-общественной модели управления дошкольным образовательным учреждением, включающие:

  • методику организации РR-мероприятий по преодолению социально-психологических стереотипов актуальных и потенциальных субъектов образовательной практики/политики в отношении общественной составляющей государственно-общественной модели управления образованием;
  • методики организации организационно-деятельностных игр (ОДИ) по разработке модели государственно-общественного управления образованием и формирования общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
  • методику организации работы общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
  • методику организации мероприятий по привлечению в дошкольное образовательное учреждение внебюджетных средств (фандрайзинга);
  • методику формирования организационных структур общественного самоуправления;
  • методику лоббирования органами общественного управления интересов дошкольного образовательного учреждения в структурах государственной власти и местного самоуправления;
  • методику создания службы по связям с общественностью (паблик рилейшнз) в дошкольном образовательном учреждении;
  • методику организации обучения и консалтинга руководителей (лидеров и активистов) организационных структур общественного самоуправления и др.

В России образовательная политика только складывается. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 отмечается: «В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности». И чуть ниже: «Интересы общества и государства далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты – все, кто заинтересован в развитии образования».

Именно эти, заданные в Концепции параметры модернизации образования и являются базовыми ориентирами нашего проекта, а создание эффективного Попечительского совета ДОУ, который работает не только над привлечением дополнительных ресурсов, но и выступает как активный общественный субъект управления дошкольным образовательным учреждением, гражданским субъектом  образовательной политики на уровне местного самоуправления,  позволяет говорить о начале формирования в России гражданского общества, гражданского заказа образованию и современной образовательной политики.

Заведующий МБДОУ №12 «Брусничка» Т.И. Варфоломеева

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
  2. Беспалькалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  3. Бочкарёв В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. – 2001. - №2.
  4. Брэй М. Частное репетиторство – теневая система образования. // Педагогика. – 2002. - №5.
  5. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. – 2002. - №10.
  6. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., Наука. 2002.
  7. Кондратьева Г.В. Частная благотворительность в сфере просвещения (XIX в.). // Педагогика. – 2002. - №8.
  8. Крупнов Ю. Новое российское образование // Народное образование. – 2002. - №8.
  9. Курдюмова И. Школьные управляющие советы: опыт Великобритании // Народное образование. – 2002. - №6.
  10. Лаврененко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы. // Педагогика. – 2003. - №2.
  11. Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы (круглый стол) // Педагогика. – 2003. - №4.
  12. Предстоит осуществить. Беседа обозревателя журнала, доктора педагогических наук, профессора Я.С. Турбовского с В.М. Филипповым. // Народное образование. – 2003. - №3.
  13. Теория и практика государственно-общественного управления образованием (круглый стол). //Педагогика. – 2002. - №3.
  14. Чиркина О. Творческие начала в деятельности попечительского совета школы. // Народное образование. – 2002. - №10.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 60 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2013, МБДОУ Детский сад № 12 "Брусничка