ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ:
КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
При определении целей образования, путей и способов их достижения своё слово должно сказать общество. Или, если перефразировать, цели образования в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отдельны от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального мира, в котором они формируются. Более того, образование для всех, являясь делом общественной и личной жизни, предполагает наличие механизмов, позволяющих каждому участвовать в его целеполагании, оценке и контроле. Проблемы и задачи образования могут решаться педагогическим сообществом и общественностью в процессе дискурса воплощенного в обмене мнениями и конвенциях, определяющих правила признания или непризнания притязаний на истинность. В государственно-общественном характере образования заключена возможность общественности формулировать своё собственное мнение, осмысливать информацию и формировать плюралистическое, а не унифицированное поле мнений и суждений. Именно в общественности и публичной коммуникации заключается противовес тотальности частного интереса и диктаторским устремлениям образовательной власти всех уровней. «Значимы те, и только те нормы действий, с которыми в рациональном дискурсе могли бы согласиться все те, на ком могли бы отразиться последствия принятия этих норм» – справедливо считает Ю. Хабермас.
В российском Законе «Об образовании» есть строчки и о государственно-общественной форме управления образованием, и о попечительских советах образовательных учреждений, но там не прописано их законное место в правовом пространстве образовательного учреждения.
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении в 2002 году начал работать Попечительский совет без образования юридического лица. Основная задача, которую решали коллектив дошкольного учреждения и попечители – организация работы Попечительского совета, как социального института гражданского общества.
Для этого совместно с попечителями был разработан проект «Содружество» (см. приложение), направленный на разработку, апробацию и оптимизацию государственно-общественной модели управления в ДОУ, являющийся городской экспериментальной площадкой. Для решения основных вопросов проекта и достижения его целей в первую очередь необходимо было разработать и создать механизм инициирования гражданских действий, «проявить» гражданскую инициативу реальных и предполагаемых субъектов образовательного процесса.
Задача решалась:
- Путем личных переговоров членов администрации ДОУ (в первую очередь заведующим и общественным управляющим попечительского совета) с социально активными родителями, жителями города, руководителями коммерческих и некоммерческих структур.
- Средствами паблик рилейшнз (PR), включая публикации в местных СМИ и подготовки специальных телевизионных передач на местном канале ТВ.
Следующим шагом реализации проекта явилась разработка и воплощение в реальность механизма социального партнерства.
Социальное партнерство – совместная, коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками деятельности результатам. Это форма взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами микрорайона, города, целевыми общественными группами (родители, учителя начальной школы, заинтересованные группы людей, органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие структуры и т.п.), позволяющая им свободно выражать свои интересы, идеи, замыслы и находить способы их реализации.
Модель построения партнерства
Социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества: государственного, коммерческого, некоммерческого, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Временным творческим коллективом (ВТК) была разработана и реализована модель социального партнерства, которая представлена ниже.
Модель социального партнерства ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение вместе с местным самоуправлением, которое в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем, обеспечивает реализацию конкретных задач своего микрорайона, решение вопросов повышения качества жизни его жителей.
Деятельность ДОУ в рамках коммерческого сектора нацелена, прежде всего, на производство и обмен товаров, услуг, обновление и модернизацию материальной базы детского сада, позволяющей обеспечить качественную педагогическую деятельность, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса, соответствующего современным требованиям педагогической науки и местного сообщества. Бизнес представляет благотворительные пожертвования для решения общественно значимых проблем не только ДОУ, но и микрорайона.
ДОУ в рамках совместной деятельности с некоммерческим сектором решает задачи самоорганизации людей для совместного и самостоятельного решения общих проблем, обеспечения своих интересов. Некоммерческие организации, профессиональные союзы, в первую очередь – педагогов предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль над действиями администрации ДОУ, привлекают к работе добровольцев. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения, с которыми сотрудничает детский сад: молодежь, пенсионеры, учащиеся и педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» и др. Они выдвигают новые ценностные ориентации: экологическое движение, защита прав детей и т.п. Общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс – социальные инициативы граждан. Эти объединения действуют гибко, эффективно, «человечно», они «озвучивают» потребности граждан, обычно первыми формулируя социальную проблему.
Главную же цель, которую здесь реализует ДОУ, – ввести в дискуссионное поле местного сообщества понятие «социальное партнерство» в образовании, прежде всего понимание места детского сада в этом взаимодействии, его возможностей и перспектив.
Следующим шагом в реализации проекта стало создание Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства, разработка его модели и нормативно-правовой базы.
При создании Попечительского совета, как юридическое лицо, были выполнены следующие работы и проведены мероприятия:
- Педагогические работники ДОУ, родители детей, посещающих учреждение, социально активные граждане специальными мероприятиями были вовлечены в проектирование личных планов деятельности в рамках проекта желаемого будущего состояния ДОУ. Использовались следующие формы работы – проектные семинары, родительская ассамблея, организационно-деятельностные игры, «круглые столы», заседания педагогического совета и родительских комитетов и др.
- Установлены связи ДОУ и определены параметры сотрудничества с руководителями предприятий и организаций с целью простраивания совместной деятельности для определения и выработки системы базовых ценностей развития ДОУ и местного сообщества. Проводились совместные праздники семей и педагогического коллектива, простроены внешние коммуникации ДОУ с субъектами образовательной практики и политики.
- Проведены родительские собрания по всем группам детей и организационно-деятельностные игры с целью выявления наиболее активных родителей, желающих участвовать в общественном управлении дошкольного образовательного учреждения.
- Проведены педагогические и родительские конференции по вопросам создания, определения миссии и направлений работы Попечительского совета.
- Проведено социологическое исследование путем анкетирования предпринимателей микрорайона и города, родителей, занимающихся бизнесом на тему «Содружество ДОУ и бизнеса» (определение сфер взаимного интереса).
- Сформирован Попечительский совет путем введения в его состав наиболее активных и заинтересованных родителей-бизнесменов, предпринимателей.
- Откорректированы и утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие компетенции, порядок и рамки деятельности Попечительского совета.
- Заключены общественно-образовательные договоры с родителями.
- Заключены договоры сотрудничества с предпринимателями микрорайона, города.
10.Заключены договоры о сотрудничестве с городскими некоммерческими организациями.
Создание Попечительского совета – слишком ограниченная задача. Само по себе его создание недостаточно для удовлетворения потребностей ДОУ, интересов местного сообщества. Очень важна цель, ради которой создан Попечительский совет. Для ее «прояснения» и достижения необходим, в первую очередь, стратегический план деятельности.
Стратегический план – это подробное и наглядное представление стратегии достижения цели (что? когда? кем? зачем?). Но прежде, чем планировать деятельность необходимо четко сформулировать цели и задачи.
Цель – это общее изложение того, чего мы хотим достичь для удовлетворения потребностей и это желание каких либо перемен. В нашем случае Попечительский совет, его деятельность способствует развитию государственно-общественных форм управления ДОУ, демократизации управления, дополнительному привлечению внебюджетных ресурсов для развития материально-технической базы ДОУ и дополнительных образовательных услуг. В таком случае явно просматриваются три функции Попечительского совета: социальная, экономическая и политическая.
Задачами мы называем конкретные виды деятельности, направленные на реализацию основной цели.
Задачами нашего Попечительского совета являются:
- Укрепление связей между членами местного сообщества и ДОУ (сообщество – Попечительский совет – ДОУ).
- Повышение уровня социальной активности местного сообщества.
- Расширение рамок благотворительности на местном уровне.
Для достижения целей Попечительского совета обычно решались 3-4 промежуточные задачи. При меньшем их количестве можно упустить важное звено, которое окажется необходимым и без которого цель не будет достигнута. Если больше 4-х задач, то требовалось удостовериться, что проведена граница между целью, механизмами, мерами и ожидаемым результатом.
Следующим шагом явилось понимание механизма достижения желаемых результатов с прописыванием плана мероприятий. Они представляют собой конкретные действия, которые необходимо исполнить при выполнении задач.
Вот список шагов, которые были предприняты для достижения вышеупомянутой цели и решения задач. При этом следует иметь ввиду, что конкретное мероприятие или механизм могут служить выполнению более чем одной задачи – ведь между задачами необходим динамичный симбиоз, поскольку они призваны поддерживать единую цель. В таких случаях мероприятие включалось в рамки той задачи, решению которой оно изначально было запланировано.
Задача № 1. Укрепить связи между членами местного сообщества и дошкольным образовательным учреждением.
Цепочка шагов:
- Изучение и анализ вопроса об организационно-правовых формах организации Попечительского совета
- Выбор наиболее целесообразной формы организации Попечительского совета.
- Проведение собеседований и отбор компетентностей, разработка структурно- функциональной схемы для Попечительского совета.
- Определение миссии, политики и необходимых для эффективного функционирования процедур.
- Проведение конференции, посвященной созданию и деятельности Попечительского совета
- Утверждение на конференции Положения о Попечительском совете
- Определение порядка контроля за внебюджетными средствами благотворительного фонда.
Задача № 2. Повышение уровня социальной активности в местном сообществе.
Цепочка шагов:
- Организация работы членов Попечительского совета в социально-педагогических мастерских на тему:
- «Демократизация управления ДОУ»;
- «Менеджмент и маркетинг в образовании»;
- «Перспективы и возможности перехода ДОУ из организационно-правовой формы «муниципальное учреждение» в организационно-правовую форму «муниципальная автономная некоммерческая организация» (МАНО)».
- Встречи с родителями, жителями микрорайона.
- Развитие взаимоотношений со средствами массовой информации.
- Выпуск пресс-релизов, проведение конференций.
Задача № 3. Расширение рамок благотворительности на местном уровне.
Цепочка шагов:
- Проведение опроса среди родителей и членов сообщества по определению их возможностей участия в благотворительной деятельности.
- Создание базы данных благотворительности.
- Определение каналов основных (стратегических) коммуникаций в местном сообществе.
- Ознакомление с образовательной программой и бюджетом ДОУ членов местного сообщества, родительской общественности.
- Создание системы сбора добровольных пожертвований и целевых взносов.
- Проведение акций по привлечению средств на конкретные проекты и программы.
- Привлечение предпринимателей на мероприятия и акции Попечительского совета.
- Отчет о расходовании привлеченных средств (как и на что были израсходованы деньги).
Результаты опытно-экспериментальной работы представлялись общественности путем публикаций в местных газетах, через местный ТВ канал (программ ТВ «Меценат», «Контекст», «Новости»), участия в конкурсе федерального агентства Министерства образования «Открытая школа» (премия 50 тыс. руб.), на международной выставке в г. Новосибирске «УчСиб-2007» (Благодарственное письмо), «УчСиб-2008» (Дипломы, золотая медаль), в городском форуме общественных организаций (Диплом, ценный приз).
Главным результатом опытно-экспериментальной работы в рамках проекта «Содружество» стало создание реально и эффективно работающего Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо, в четырех базовых направлениях:
- социальном;
- экономическом;
- политическом;
- общественном управлении ДОУ.
- В результате реализации проекта объем внебюджетных средств, привлекаемых для модернизации материально-технической базы ДОУ и расширения образовательных услуг, повышения их качества увеличился более чем в четыре раза.
- Полученные методические результаты и модельные описания осуществленных действий и мероприятий, а также нормативно-правовая база развития общественной составляющей в управлении ДОУ могут быть использованы в других дошкольных образовательных учреждениях города, области, страны.
- В связи с сугубо практической направленностью опытно-экспериментальной работы ее научная ценность не является уникальной и может представлять научно-прикладной интерес как один из вариантов развития государственно-общественного управления в дошкольных образовательных учреждениях, как модель формирования общественной составляющей управления ДОУ в форме Попечительского совета.
В процессе реализации проекта до настоящего времени были уточнены некоторые социально-психологические и педагогические понятия, выявлены определенные закономерности между современными социальными технологиями и педагогическими средствами, поставлены задачи, определяющие последующие действия.
- Анализ результатов реализации проекта (опытно-экспериментальной работы).
- Обобщение полученных результатов.
- Профессиональная и общественная экспертиза результатов реализации проекта (ОЭР).
- Подготовка итогового отчета.
- Представление результатов реализации родителям, общественности, профессиональному сообществу города, региона, страны.
- Подготовка к изданию сборника материалов по итогам реализации проекта, в который, помимо основных положений итогового отчета, войдут:
- Положение о Совете дошкольного образовательного учреждения.
- Положение о педагогическом совете.
- Положение о попечительском совете.
- Положение о совете трудового коллектива.
- Положение о родительском комитете.
- Договор дошкольного образовательного учреждения с родителями.
- Договор дошкольного образовательного учреждения с учредителем.
- Трудовой договор (контракт) с сотрудниками.
- Должностные инструкции сотрудников, в том числе административно-хозяйственного персонала, педагогов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, валеолога, медицинской сестры и др.
- Положение о методическом объединении педагогов.
- Положения о временных комиссиях (при совете дошкольного образовательного учреждения, попечительском совете, педагогическом совете, совете трудового коллектива, родительском комитете и др.).
- Положение о дополнительных образовательных и физкультурно-оздоровительных услугах.
Во вторую часть сборника войдут методические рекомендации по формированию государственно-общественной модели управления дошкольным образовательным учреждением, включающие:
- методику организации РR-мероприятий по преодолению социально-психологических стереотипов актуальных и потенциальных субъектов образовательной практики/политики в отношении общественной составляющей государственно-общественной модели управления образованием;
- методики организации организационно-деятельностных игр (ОДИ) по разработке модели государственно-общественного управления образованием и формирования общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
- методику организации работы общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
- методику организации мероприятий по привлечению в дошкольное образовательное учреждение внебюджетных средств (фандрайзинга);
- методику формирования организационных структур общественного самоуправления;
- методику лоббирования органами общественного управления интересов дошкольного образовательного учреждения в структурах государственной власти и местного самоуправления;
- методику создания службы по связям с общественностью (паблик рилейшнз) в дошкольном образовательном учреждении;
- методику организации обучения и консалтинга руководителей (лидеров и активистов) организационных структур общественного самоуправления и др.
В России образовательная политика только складывается. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 отмечается: «В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности». И чуть ниже: «Интересы общества и государства далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты – все, кто заинтересован в развитии образования».
Именно эти, заданные в Концепции параметры модернизации образования и являются базовыми ориентирами нашего проекта, а создание эффективного Попечительского совета ДОУ, который работает не только над привлечением дополнительных ресурсов, но и выступает как активный общественный субъект управления дошкольным образовательным учреждением, гражданским субъектом образовательной политики на уровне местного самоуправления, позволяет говорить о начале формирования в России гражданского общества, гражданского заказа образованию и современной образовательной политики.
Заведующий МБДОУ №12 «Брусничка» Т.И. Варфоломеева
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
- Беспалькалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
- Бочкарёв В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. – 2001. - №2.
- Брэй М. Частное репетиторство – теневая система образования. // Педагогика. – 2002. - №5.
- Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. – 2002. - №10.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., Наука. 2002.
- Кондратьева Г.В. Частная благотворительность в сфере просвещения (XIX в.). // Педагогика. – 2002. - №8.
- Крупнов Ю. Новое российское образование // Народное образование. – 2002. - №8.
- Курдюмова И. Школьные управляющие советы: опыт Великобритании // Народное образование. – 2002. - №6.
- Лаврененко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы. // Педагогика. – 2003. - №2.
- Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы (круглый стол) // Педагогика. – 2003. - №4.
- Предстоит осуществить. Беседа обозревателя журнала, доктора педагогических наук, профессора Я.С. Турбовского с В.М. Филипповым. // Народное образование. – 2003. - №3.
- Теория и практика государственно-общественного управления образованием (круглый стол). //Педагогика. – 2002. - №3.
- Чиркина О. Творческие начала в деятельности попечительского совета школы. // Народное образование. – 2002. - №10.